Перейти до основного вмісту

Чого домагається Верховна Рада, заморозивши зарплати суддів?

Как выглядит судебная реформа на словах и на деле?

Вот яркая иллюстрация этой недели.

Есть проблема. Украинские судьи берут деньги. Потому что реально зарабатывают недостаточно. Преследовать и сажать их – не помогает. Потому что если не обеспечить "пряник", то "кнут" превращается в охоту на ведьм и средство порабощения одних другими.

Существует решение – повысить доходы. А параллельно с этим усилить контроль.

Это если вы, конечно, хотите установить торжество правосудия в Украине. Если хотите, чтобы суды работали не на Администрацию президента или дядю с толстым кошельком, а на страну.

Но похоже, так задача не стоит.

Правительство предложило оставить судей Украины без повышения зарплат. Для этого в конечных положениях закона о госбюджете на 2019 год прописали просто короткую строчку: "приостановить".

https://ukranews.com/news/584626-gosbyudzhet-2019-pravytelstvo-peredumalo-povyshat-zarplaty-sudyam

Приостановили повышение зарплат судей первой и второй инстанции. А это местные и апелляционные суды.

С 1 января 2019 года они должны были получать больше денег. Судьи местных судов – около 46,3 тыс грн, апелляционных и высших спецсудов – около 74 тыс грн. Это повышение было предусмотрено законом "О судоустройстве" от 2016 года, как часть судебной реформы.

Для чего это делалось?

$2000 и $3000 в месяц – не такие уж большие деньги для людей, которые изо дня в день занимаются рассмотрением исков обычных граждан и бизнеса, в том числе на миллионы и миллиарды. Это повышение было очень правильным шагом. Оно должно было начать бороться с извечной проблемой украинских судов – когда судьи решают вопросы за деньги.

Истоки проблемы понятны. Обычный районный судья имеет сумасшедшую власть. А доходы его при этом – крайне скромные. Возникает огромное искушение за деньги решить вопрос. Тем более, что если сделать это грамотно, то ответственности ноль.

У судьи апелляционного суда полномочия еще больше. Но больше и искушение. Ведь после его "одобрямса" решение суда вступает в силу. Отсюда его доходы тоже должны быть больше.

Что происходит, если доходы небольшие? Случаются невинные решения за деньги. Например, чисто бизнесовое "кто кому должен". Бывает более жестко – когда отмазывают министра, укравшего миллиарды. Уголовной темы не касаюсь, сами додумайте.

Судите сами, каково искушение. Например, дело на несколько миллионов. За него предлагают $20000 или больше. Это зарплата за полтора года. Сегодня судьи первой инстанции, которые не прошли квалификационное оценивание, "грязными" получают 17000 в месяц. Из них "чистыми", после уплаты налогов, – от 12500 до 13000 грн.

Для сравнения, это даже ниже, чем зарплата младшего специалиста в юридических компаниях – тому платят в среднем 17000 грн на руки. А уж помощник адвоката в Киеве за месяц имеет $1000 и выше. Ну и так далее.
 

Судьи, которые прошли квалификационное оценивание, получают от 28000 до 35000 грн в месяц "грязными", или до 32000 грн "чистыми". Это даже не уровень приличного адвоката.

По судам второй инстанции картина немного лучше. Судьи, прошедшие переквалификацию, получают сегодня зарплаты 50000-60000 грн. Ставка для всех одна, но полагаются надбавки за город (в областном центре выше), за выслугу лет, за секретность, за научные звания. Тоже немного, учитывая уровень ответственности и сопутствующих рисков.

Ответственность такая. Ты должен ежедневно принимать решения, которые влияют на жизни и судьбы десятков и сотен людей. Твое решение может стоит кому-то бизнеса, здоровья, будущего. А если ты допустил ошибку, последствия могут быть катастрофическими.

Риски тоже сумасшедшие. Тебя могут уволить за две недели, если ты принял решение, которое не устраивает высокие чины в Администрации президента. Решается все элементарно. Один звонок в ВККС, и вот уже седая бабушка пишет на тебя жалобу. Тебя вызывают на переаттестацию – и ты ее не проходишь. Срок вылета – две недели. Шансы оспорить – нулевые. Шансы восстановиться – не при этой власти.

Кроме того, под окнами или даже в зале заседаний тебя ждут "активисты", если их не устроит твое решение. Или следователи, которые готовы завести на тебя дело, если их не устроит твое решение. Или банально пострадавшие, если их не устроит твое решение.

Ко всему этому, в последние годы судьи получили имидж продажных мерзавцев. Да, порой заслуженно, но не всегда.

За все это, собственно, и полагаются большие деньги. И они должны быть еще большими.

Конечно, если бы зарплата составляла хотя бы $7000-10000 в месяц, было бы еще лучше. Тогда в подавляющем большинстве судья не рискнул бы взять деньги за нужное решение. Он держался бы за вполне легальный и заслуженно высокий источник доходов.

Честно выполняя свою работу, судья мог бы не просто жить достойно, но и расти по карьерной лестнице, получая все больше уважения в обществе. Понятно, кроме пряника нужен и кнут – жесткий контроль со стороны юридически грамотных (это важно) людей. И жесткий вылет из системы, если обнаружена работа за деньги. Но – это тоже очень важно – судья должен иметь право доказать, что он был прав.

Тогда осталось бы побороть "телефонное право" – и украинская судебная система имела бы хорошие шансы стать действительно неплохой. Итоговая сумма для оплаты труда судей – терпима на уровне государства. Если предположить, что 9 тысяч судей должны зарабатывать $10000 в месяц – итого в год нужен миллиард долларов. Но выгода общества была бы очевидна. В Украину зашли бы иностранные инвестиции, потому что иностранцы поверили бы, что смогут добиться правосудия в нашей стране.

Такой должна была бы стать логика реформаторов. Если бы они хотели реально обеспечить население и бизнес Украины доступом к справедливому правосудию.

Но из года в год происходит другое. Поправками к закону о бюджете тормозится повышение зарплат для судей. А значит, сохраняется хронический перекос, который приводит к совершенно понятной проблеме – отсутствию правосудия в Украине.

Теперь давайте посмотрим, к чему это приведет.

Судьи продолжат получать маленькую официальную зарплату. Нагрузка – сумасшедшая. При этом на них сохранится давление АП, МВД и "активистов". Не исключено, что в случае народных волнений их заставят быть очередными "судьями Майдана".

А значит – никаких изменений.

Поэтому возникло интересное положение вещей. Судьи массово увольняются с занимаемых должностей. Кто-то уходит на пенсию, а кто-то – в пустоту. По последним данным, нехватка судей в Украине – 2391 позиция.

https://ukranews.com/news/584849-nekhvatka-sudey-sostavlyaet-pochty-24-tys-chelovek-bolshe-vsego-vakansyy-v-khersone-y-beloy-cerkvy

Можно, конечно, сказать – дескать, все это "судьи Майдана" и коррупционеры. Ну а вы сами в это верите? Если они коррупционеры и гребут деньги лопатой, почему же тогда увольняются? Ведь можно запросто остаться даже без зарплаты, чтобы продавать решения пачками и жить как коррупционер. Что-то не сходится.

На этом можно было бы закончить, но не хватает главного штриха.

Заморозив зарплаты для рядовых судей, нынешняя власть допустила их повышение для судей высшей инстанции и тех людей, которые контролируют судебную систему в интересах Администрации президента.

Например, еще в январе 2017 года по тому же закону "О судоустройстве" была повышена зарплата судей Верховного суда. Сделано это было хитро: если для обычных судей повышение состоялось в четыре этапа (в 2017, 2018, 2019 и 2020 году), то для Верховного суда и надзирающих органов – сразу же. Отсюда зарплаты более 200 тыс грн у членов ВККС.

http://zib.com.ua/ru/127893-kosmicheskie_zarplati_chlenov_vkks_vse_po_zakonu.html

У членов Высшего совета правосудия – тоже месячные зарплаты свыше 200 тыс грн.

https://www.segodnya.ua/politics/ukrainskiy-sudya-obyasnil-kak-poluchil-pochti-million-griven-dohoda-za-mesyac-1164280.html

А вот зарплаты судей Верховного суда, достигавшие 300 тыс грн.

https://www.economics-prorok.com/2018/01/%D1%84%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B0-%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B9-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3.html

Почему же такое расхождение? Почему такая несправедливость?

Предполагаю очень логичную версию. Нынешней власти достаточно контролировать третью – самую высшую инстанцию судов. На случай, если нижестоящие суды примут неправильное решение, Верховный суд легко их отобьет. А больше ничего и не нужно. То, что судьи первой и второй инстанции останутся с более низкими зарплатами – их собственная проблема.

То есть, никто и не собирался решать главную проблему – обеспечивать в Украине справедливое правосудие. Это мое предположение. Но если я неправ – то почему все происходит именно так?

Джерело: blogs.pravda.com.ua.

Залишити коментар